КАВКАЗ НА МАКСИМУМ

По следам истории старинной больницы

Статья

Автор • 24 нояб • 4 мин

Когда документы оказываются бессильными перед определением даты постройки того или иного здания, на помощь могут прийти кирпичи. История бывшей городской больницы Пятигорска, на месте которой ныне красуется жилой комплекс «Серебряная панорама» - яркий тому пример. Точная дата ее постройки не известна, а первые упоминания о ней в «Терских календарях» относятся к рубежу XIX и XX веков. Все хозяйство больницы размещалось в бывшем частном доме, помещения которого были переделаны под больничные палаты. О том, когда был выстроен этот дом и кому он принадлежал не осталось никаких упоминаний.

В паспорте здания, составленном искусствоведом И.Д. Каширской в 1985 году для Главного управления по охране памятников истории и культуры РСФСР указывается, что оно было построено в 1880- году. На какие источники опирался составитель – Бог весть! Однако среди разнообразного кирпича, найденного впоследствии на территории больницы, был найден совершенно уникальный с годом «1886» на постели. На нем нет сведений об изготовителе, кои должны были обязательно проставляться согласно «Правилам для единообразной и прочной на казённых и частных заводах выделки кирпича, долженствующего употребляться как в Санкт-Петербурге, так и в других местах России», принятым в 1847 году.

Это дает основание предположить, что найденный кирпич не обыкновенный, а закладной, т.е. использовавшийся при церемонии закладки здания.

Впрочем, не исключено, что здание было долгостроем – на его развалинах были найдены кирпичи более позднего производства. Например, кирпич с инициалами «А.Р.» был произведен на местном предприятии А.К. Рыжикова, основанном в 1890-е годы.

Как бы то ни было, но к рубежу столетий будущая больница все же появилась. Ее здание, выстроенное в стиле модерн, имело Г-образную форму, осложненную выступами центрального (северного) фасада и ¼-круглыми тамбурами. Центральной осью здания был длинный коридор, по южной стороне которого располагались больничные палаты. Комнаты в боковых крыльях здания использовались как врачебные кабинеты. По состоянию на 1913 год при больнице было пять отделений на 65 коек. Терапевтическим отделением заведовал Х.В. Волков, являвшийся одновременно главным врачом. Помощником главного врача состоял некий Знаменский. Хирургию возглавлял Ф. Ф. Берников, акушерско-гинекологическое отделение М. П. Успенская-Чайковская, глазное – Е.А. Зенокович, заразный барак - С.М. Берлин.

После революции, в 1921 году, больница была преобразована в инфекционную. В таком качестве она просуществовала два года, а затем 5 октября 1926 года ей был возвращен прежний статус.

В 1930-е годы больница была расширена – к восточному крылу основного здания были сделаны пристройки, а на ее территории возведен новый лечебный корпус. Вполне вероятно, что именно в новом корпусе лечился некий Юлес Рятс, чье имя прогремело в 1940 году на весь СССР благодаря уникальному медицинскому случаю. После того, как Рятс начал испытывать систематическую утомляемость, он начал спать по нескольку суток подряд, что для здорового человека не нормально. Иногда его сон был настолько крепким, что он не чувствовал боли. Например, после госпитализации, когда ему понадобилась операция, врачи даже не стали его обезболивать.

Еду больному вводили при помощи специального зонда через нос. После долгих наблюдений и консультаций Ю.Рявсу была диагностирована особая форма кататонического ступора, представляющего из себя форму шизофрении и прописано лечение барбитуратами.

В ноябре того же 1940 года больница была вновь преобразована в инфекционную. Что к тому моменту случилось с Ю.Рятсом и смог ли он, наконец, «выспаться» - пока остается загадкой.

Как складывалась судьба больницы в послевоенные годы – тоже пока остается тайной. Известно одно – уже в 1970-е годы здание начало приходить в упадок из-за стремительно возраставшей физической нагрузки. Критической точки ситуация достигла в 1990-е годы. Тогда вместо положенных 70 коек больница вмещала 130; нередко пациентам приходилось размещаться в коридорах и санузлах. Финансирования за счет федеральных средств практически не было, а денег, выделяемых городом, едва хватало на то, чтобы обеспечить больных питанием и медикаментами.

После череды неудачных попыток исправить ситуацию, было принято решение о реорганизации лечебницы. Больница была переведена на Лермонтовский разъезд, а старое здание снесено. Возможно, его история так бы и осталась погребенной вместе с ним под фундаментом жилого комплекса «Серебряная панорама», но «камни возопили».

review