
О старых коммуналках замолвите слово
Автор • 25 нояб • 4 мин



«Все, что имеет начало, имеет и конец» - говорил один философ. Некогда, на окраине Пятигорска, появился целый квартал из двухэтажных сборных бараков. Около века они верой и правдой служили людям, но в начале XXI века их час все же настал. Сначала была снесена северная часть квартала, на месте которой появились серые новостройки, затем ушла под каток и южная часть, где стремительно начал расти элитный жилой комплекс «Династия». Наконец, пришло время центральной части квартала. В 2023 году они были расселены, а в середине следующего года произошла череда пожаров, в результате которых бараки были уничтожены. Долгое время развалины уныло прятались за трамвайной остановкой, привлекая внимание лишь хозяев собак, разного рода маргинальных лиц и… брикофилистов – коллекционеров кирпича. Именно кирпич навел на кое-какие размышления об этом доме, коими хотелось бы поделиться.
Наверное, начать надо с описания внешнего вида утраченных зданий и некоторых их технических особенностей. Все дома квартала представляли из себя сборную конструкцию по типу фахверка, стены которого были укреплены кирпичом. Материал для прокладки стен производился, в основном, на месте, но, в некоторых случаях, его доставляли из отдаленных уголков Северо-Кавказского края. Например, до расчистки пожарища в октябре 2025 года на месте дома по пр-ту Калинина 42, корп. 3 можно было найти кирпичи производства грозненского кирпичного завода Техснаба. О нем, равно как и о других строительных предприятиях, участвовавших в возведении квартала, будет рассказано позже.
Каркас фахверка возводился на высоком цоколе из травертиновых блоков, который наполовину утопал в земле. Высота потолков цокольного этажа достигала около 2,5 метров. Что там располагалось – мы вряд ли когда-то узнаем наверняка. Вполне возможно, там могли быть кухни, складские помещения, котельная, мастерские или продовольственный склад. В любом случае, травертиновый фундамент был удачным инженерным решением в условиях оползневой и селевой активности, коей, безусловно, является подошва Машука.
Но оставим темные своды подвала и выберемся на «свет Божий». Перед нами – главный фасад. Два входа – парадных ведут внутрь здания. Войдя в них, можно оказаться на маленькой лестничной площадке перед узенькой деревянной лестницей, ведущей на второй этаж. Подлестничное пространство использовано с умом – здесь сооружена небольшая подсобка. Несмотря на то, что окна на лестничной площадке первого этажа нет, она хорошо освещается за счет широкого окна, расположенного в межэтажном пролете.
На каждой лестничной площадке всего по две двери. Каждая дверь ведет в жилсекцию, состоящую общей ванной, ватерклозета (туалета) и трех комнат – квартир, что вполне типично для коммунального строительства второй половины 1920 – начала 1930 годов. Несмотря на то, что комнатки очень маленькие – их площадь колеблется в районе 10 кв. метров, – они были вполне комфортабельны для того времени. Например, отделка внутренних стен дранкой улучшала звуко- и теплоизоляцию, а также создавала возможность для дальнейшей перепланировки. Благодаря удачному расположению печей все комнаты хорошо отапливались, что, в свою очередь, снижало вероятность появление плесени и возможности развития у жильцов заболеваний дыхательных путей. Наконец, все комнаты были изолированы друг от друга, что даже в сравнении с более поздними квартирами выглядит как серьезное преимущество.
Длительное время об этих домах не было ничего известно. Лишь однажды на страницах местной прессы промелькнуло упоминание о том, что в 1934 году «в Пятигорске, на Белой Ромашке, начато строительство сборных жилых домов». Подножные находки, сделанные на пожарище, отчасти подтверждают эту датировку. Например, среди развалин можно были найдены кирпичи, произведенные артелью «Бештау» и на грозненском заводе Техснаба. Согласно статистическим и справочным изданиям, эти предприятия функционировали в Северо-Кавказском крае во второй половине 1920 – 1930-х годах.
Несколько могут сбить исследователя с толку найденные среди останков дома по пр-ту Калинина 42, корп. 3 кирпичи производства пятигорского РЖСКТ «Красный строитель». По данным Государственного архива Ставропольского края, это строительно-кооперативное товарищество существовало в г. Пятигорске в 1925-1930 годах и занималось, преимущественно, обслуживанием домов и придомовых территорий (эдакий аналог нынешних управляющих компаний), а также распределением жилых помещений. Однако, как видно, РЖСКТ занималось и изготовлением стройматериалов. К сожалению, документальных сведений о промышленном производстве кооперативного товарищества, равно как и в целом о его работе в 1930-е годы, обнаружить не удалось. Тем не менее, известно, что жилищные кооперативы были упразднены лишь в 1937 году, а потому отсутствие документального материала в данном случае не противоречит предполагаемой датировке зданий.
Исходя из вышесказанного можно заключить, что описанные бараки представляли собой классический пример раннего коммунального строительства в СССР. Жаль только, что из всего просторного барачного квартала на сегодняшний день остался «в живых» только один дом…